Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

камерная музыка

Энциклопедический словарь

Ка́мерная му́зыка - инструментальная и (или) вокальная музыка для камерного ансамбля (романсы и песни с сопровождением, дуэты, трио и др.), произведения для камерного оркестра.

* * *

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА, инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

Большой энциклопедический словарь

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

Энциклопедия Кольера

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение "камерная музыка" прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. В истории камерной музыки просматриваются три периода: 1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615). 2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода - Арканджело Корелли, Генри Перселл и Гендель. 3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Основная структура современной камерной музыки - почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля. По принятой классификации, в понятие "камерная музыка" включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует "камерная опера" (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин "камерный оркестр" прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать "малый оркестр", который есть не что иное, как несколько уменьшенный "большой оркестр", и "камерный оркестр", который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

ЛИТЕРАТУРА

Раабен Л. Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки. Л., 1986

Гуманитарный словарь

КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА (от позднелат. и итал. camera - комната, палата) - вид муз. иск-ва, исполняемый солистом или ансамблем в небольших, в том числе домашних, помещениях. Первонач. с сер. 16 в. в Италии К. М. предназначалась для музицирования в избр. придворных кругах, в Академиях, для домашнего досуга или совместного исполнения горожанами из демократич. слоев. В 17 в. к К. М. причислялись вокальные и инструментальные жанры, исполняемые вне церкви и оперы (канцона, кантата, мадригал, дуэт, соната, фантазия, каприччио). Состоящие на придворной службе музыканты именовались "камерными". До конца 18 в. не существовало четких границ между инструментальной К. М. и оркестровой музыкой, так как оркестры, как правило (за исключением многолюдных празднеств в больших помещениях и на открытом воздухе), были в совр. понимании камерными; связь К. М. и оркестровой музыки облегчалась возможностями многократного дублирования партий и досочинения (либо изъятия) партий среднего регистра. Поэтому симфония и концерт эпохи Барокко и раннего Классицизма редко выходили за рамки К. М. Камерной по составу часто оставалась и опера ("Скупой" В. А. Пашкевича). В России с 30-х гг. 18 в. широко распространились вокальные жанры К. М. - ария, песня (в том числе "российская песня"), романс, вокальные ансамбли, а с 70-х гг. - классич. инструмент. жанры - соната для солиста или двух инструментов, трио, квартет, квинтет и др. ансамбли. Для сольного музицирования использовались гусли, гитара, фп. (либо клавикорды), арфа. Скрипка и др. смычковые инструменты чаще звучали в ансамблях. В 19 в. определились видовые признаки К М.: интимно-доверительный строй чувств, утонченная детализация выразит. средств, в инструмент. жанрах - медитативно-философская обобщенность, прихотливая изобретательность тематизма и его разностороннее развитие. По высказыванию Б. В. Асафьева, К. М., будучи самоуглубленной, менее склонна к изобразительности и подвергает "сырой материал внешних чувств... утонченной формально-стилистической обработке". В рус. К. М. 19-20 вв. наивысших худож. результатов достигли романс, песня, соната (для различных составов), сольная пьеса-миниатюра, квартет, трио. Вокальные сочинения порой объединялись композиторами в циклы (О. А. Козловский, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. А. Мясковский, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов и др.). Углубл. психологизм и филос. интеллектуализм симфонич. музыки 20 в. вновь обусловили ее сближение с К. М. (камерные симфонии: № 14 Д. Д. Шостаковича, № 3 Б. И. Тищенко, Камерный концерт А. Т. Гречанинова, концерты для скрипки № 2, 3 А. Г. Шнитке). В этом, как и в возродившемся интересе к камерной опере, выявляется влияние неоклассицизма. После единичных образцов 19 в. ("Каменный гость" А. С. Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Н. А. Римского-Корсакова) к камерной опере в 20 в. обращались И. Ф. Стравинский ("Мавра", "Похождение повесы"), Д. Д. Шостакович ("Нос"), Р. К. Щедрин ("Не только любовь"), Ю. М. Буцко ("Белые ночи") и др.

Регулярные публичные концерты К. М. проводились в С.-Петербурге и Москве по инициативе Рус. муз. об-ва с 1860. Первое в России Об-во любителей К. М. возникло в С.-Петербурге в 1872. В соврем. условиях концерты К. М. устраиваются не только в камерных залах (Малый зал Моск. конс., Малый зал им. Глинки С.-Петерб. филармонии и др.), но и в больших залах, что свидетельствует о постепенной трансформации К. М. в концертную музыку. Помимо солистов, ансамблей и камерных оркестров с классико-романтич. и соврем. репертуаром внимание слушателей привлекают ансамбли старинной музыки.

Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс. М., 1956; Ее же. Мастера советского романса. М., 1980; Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961; Его же. Советская камерно-инструментальная музыка. Л., 1963.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином, духовыми, ныне также ударными).

Словарь иностранных слов

Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц.

Полезные сервисы